КАК Я СТРОИЛ ЭКРАНОПЛАНЫ | |
Распределение у нас было в мае 1977 года. Списки предприятий которые прислали свои заявки на ВРДешников были вывешены в 221 аудитории, а комиссия заседала напротив. | |
Основная масса -
это Казань- КМПО, КПБМ, Зубец, Компрессорный и еще
что-то. Поскольку я жутко хотел уехать то в первую
очередь прикинул на себя иногородние заявки: 2 места в КБ Соловьева в Пермь, 5 мест на моторостроительный завод в Пермь, 2 места в министерство судпрома (холостых мужчин) в Горький, 2 места в Калининград и 2 места в Киров (или Архангельск уже не помню) в Министерство обороны. И все... Для себя я построил список в зависимости , что будет оставаться - Пермь в КБ, в Горький, в Калининград. Вообщем "рулетка", правда шансы зависили от среднего балла за 5 лет. Я в нашей 100 ВРДшников был где то в первой полусотне,. НО... В Пермь в КБ поехали Миргородский и Ситдиков мне об этом сказал Рогожин(он был председателем), когда я выпалил: "В Пермь в КБ!". Я сделал паузу, что бы вдохнуть и сказал "Тогда в Горький! "Молодец!" похвалил меня Рогожин - потом подойдешь я расскажу тебе немного куда ты распределился. Со мной собирался в Горький Саня Кандрахин, но Морев Вова, которого не пустили в его родной Арзамас-16, хотя пришел вызов, сразу за мной зашел(ему дали время подумать) и взял второе место. Когда я подошел к Рогожину после комисии заговорщески подмигнул и сказал: "Будешь строить экранопланы!!!" Больше он ничего не сазал, а через два месяца я вообщем оценил его поступок - когда оформлялся в Горьком на преддипломную практику - "Работник 1 отдела прочитал нам легенду, по которой слово "экраноплан" имело гриф "секретно" . |
|
20.08.1977 мы
после длительных поисков нашли Центральное
конструкторское бюро по судам на подводны
крыльях . Мы уже знали что туда
распределился Барышников Вова с предыдущего
выпуска. Он писал письма Углеву Николаю из 7
группы, что фирма на центральной площади города.
Мы начали с площади Горького,потом искали на
площади Минина, попали в КБ Речфлота из которого
нас и послали по верному адресу - завод Красное
Сормово. Именно на его территории находилось это
ЦКБ по СПК. А Центральная площадь оказалась -
Центром Сормова, где располагалось общежитие ЦКБ
по СПК. Этакий "теремок" два этажа гостиница,
два этажа холостых мужчин, два этажа холостых
женщин, три этажа семейных работников. Мы не нашли Вову Барышникова - он сопровождал "Орленок" до Волгограда - его спускали на барже по ночам, сопровождавшие шли следом на Ракете - бурлачили в шлюзах. 1 отдел оформил наши подписки о неразглашении и отправил на проверку в Москву - 2 недели. Через 2 недели уже в сентябре мы вышли на работу. Нас оформили техниками-конструкторами в 5 отдел,Отдел Силовых установок экранопланного направления. Началась моя работа над ЭКРАНОПЛАНАМИ. |
|
Экраноплан ОРЛЕНОК | |
Остальные
фотографии:
С 1978 по 1985 у меня в соседях по общаге был главный фотограф ЦКБ Александр Беляев. Все фотографии которые существуют, за исключением "спутниковых" и фотографий, сделанных в 194 году во время показа "Орлят" американцам это в основном его работы. У меня есть альбом с его автографом. Все остальное я нашел в сети. Выкладываю их исключительно из "ностальгических" чувств и заранее прошу не обижаться за дилетанскую "трансляцию". |
|
В конце 1979 года
мой начальник сектора Химич Владимир Леонидович
поручил мне разработку ТЗ на газотурбинный
двигатель для экраноплана Лунь. С этого момента
этот экраноплан стал моим основным занятиемдо 1992
года.
|
|
С 1978 по 1985 у меня в соседях по общаге был главный фотограф ЦКБ Александр Беляев. Все фотографии которые существуют это в основном его работы, за исключением "спутниковых" и фотографий, сделанных в 194 году во время показа "Луня" американцам, я их нашел в сети. Выкладываю их исключительно из "ностальгических" чувств и заранее прошу не обижаться за дилетанскую "трансляцию"
|
|
Потом много чего
я делал - руководство работ с ведущими
конструкторскими бюро авиационного
моторостроения Куйбышевским
научно-производственным объединением “ТРУД”(КБ
Кузнецова Н.Д.), КБ Антонова, КБ Ильюшина,
Центрального института авиационного
моторостроения(ЦИАМ). Координация работ
предприятий контрагентов принимающих участие в
создании силовых установок. Разработка
документации технических проектов, рабочих
конструкторских документов, программ и методик
испытаний, эксплуатационной документации,
обучение членов экипажа Достижения в процессе работы: Разработка документации открытого стенда для испытаний двигателя НК-87, разработка документации для предварительных и сдаточных испытаний силовой установки проекта с двигателем НК-87. Присвоение документации системы контроля силовой установки проекта «Орленок» литеры О1. 02.1988 - 08.1992 Казанское проектное бюро моторостроения (Проектирование авиационных двигателей семейства НК) Должность: Ведущий инженер Функции: Разработка программ и методик испытаний двигателя НК-87.Руководство работой по выпуску конструкторской документации с литерой О1.Член Государственной комиссии по присвоению литеры О1 конструкторской документации двигателя НК-87.Руководство проектом по созданию прототипа автоматизированной системы контроля двигателя НК-87. В работе принимали участие 6 предприятий министерства авиационной промышленности и 2 предприятия министерства судостроительной промышленности. Член Государственной комиссии от Министерства авиационной промышленности по приему объектов ВМФ. Разработка предложений по использованию автоматизированной системы контроля для двигателя НК-16СТ, эксплуатирующихся в ОАО «Пермьтрансгаз». Достижения в процессе работы: Присвоение документации двигателя НК-87 литеры О1.Успешные Государственные испытания двигателя НК-87. Разработка, стендовые и летные испытания прототипа автоматизированной системы контроля и диагностики технического состояния двигателя НК-87. Участие в межотраслевой научно-технической конференции «ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬОЙ ДИАГНОСТИКИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ» с докладом «Комплексная система контроля и диагностики двигателя НК-87» Опубликован в сборнике ДИАГОСТИКА-90 Москва-Харьков-Рыбачье-90. |
|