На главную

Содержание

Следующая

 

С Моревым в Горький
С Вовой Моревым мы договорились, что я прилечу 19 августа, мы ночуем у его дядьки и утром идем искать нашу контору.
Так в общем и получилось. Летел я через Москву, взлетели в 21-00 и как раз над Москвой грянул праздничный фейерверк по случаю Дня авиации. Забавное зрелище смотреть на огни не с земли, а сверху!  Летел Ту 134 до Горького минут 40. Вова встречал меня в аэропорту со своими кузинами. Мы доехали до дядьки на проспекте Ленина, переночевали, а на завтра  рванули на Центральную площадь - площадь Горького. Пробежались по кругу - не нашли. Пошли на площадь Минина, это не совсем центральная, но тоже не последняя площадь - у кремля. Там и тем более ничего похожего на КБ в нашем представлении не нашли. Зато нашли будку СПРАВКИ. Тетка по нашим сумбурным объяснениям выдала нам адрес ЦКБ. Приезжаем на улицу Бекетова. Да,  вот это похоже - стеклянное современное здание.  На вывеске "ЦКБ речфлота". На первом этаже тенисный стол. Вова сразу собрался играть в обеденные перерывы. Ищем отдел кадров. Выясняется, что мы попали не туда. Нам надо ехать на завод "Красное Сормово". Едем на 51 автобусе, через Оку, через новые кварталы, потом   дома новостройки кончаются,  начинается прямо какая-то деревня - захудалые деревянные домишки. Вот попали! На исходе   часа пути вновь появились дома похожие на городские, мелькнула гостиница Сормовская, и вот и конечная - проходная завода "Красное Сормово". Суемся в отдел кадров. Нет,  снова не туда. Дают телефон  Зубрилина Евгения Степановича. Звоним. Ура, наконец-то! Он нас направляет в соседнее здание, где сидит его работник. Приходим, заполняем Анкету и пишем автобиографию. "Ну, а теперь ребята отправляйтесь в общежитие, устраивайтесь. Ваша анкета пойдет на проверку. Срок недели 2!"  Вот так попали! Идем в общагу. Вот теперь поняли смысл Барышниковского письма - общежитие находится в районе, который называется "Центр Сормова". Селимся в маленькую 3-х местную комнатку. Вечером приходит наш 3 сожитель - сварщик из Волгограда, приехавший в командировку. Вечером пытаюсь найти Барышникова, но мне говорят, что он в командировке и будет через неделю.
.Неделю болтаемся в Сормове, выезжаем в центр Горького. Оказывается Сормово, находящееся в заречной части города, один из пролетарских районов. Бродим по кремлю.Гуляем по набержной и у памятника Чкалову.
Морева Вову я уговорил   на бег по утрам. Я еще в 3 общаге начал бегать с Матросовым Василием . А в Горьком решил продолжить.
Мы утром бегали в Сормовский парк культуры, там разминались и возвращались обратно. Очень даже приличное место - с рекой, озером и прекрасной сосновой рощей.
Через 2 недели   вечером в красном уголке отловили вернувшегося Вову Барышникова. Вот теперь то он нам  расскажет куда мы попали!
После того как, Рогожин мне сказал, что мы едем строить экранопланы, я почитал в своей подшивке журналов "Крылья Родины" статейку про эти летающие корабли, посмотрел на различные схемы диковинных аппаратов. В принципе грубо ориетировочно представлял, что нам предстоит строить. А вот в деталях...
Вова Барышников поступил в КАИ после службы в армии. Учился он на отлично, закончил КАИ с красным дипломом. Каким образом   он принимал решение распределиться в ЦКБ я в общем сейчас и не вспомню, а может про это и не говорили мы с ним увлеченые подробностями его ЦКБ- шной уже почти годовой карьеры.
Оказалось его год назад так же "мурыжили" с анкетой, но в отличие от нас его "припахали" - послали  на овощную базу на все те 2 недели, пока анкету проверяли компетентные органы. На практику преддипломную его определили в отдел силовых установок судов на подводных крыльях. По словам Вовы в фирме два направления - одно направление экранопланное и оно сугубо закрытое, а второе направление традиционные суда на подводных крыльях - те всем известные Ракета, Метеор, Комета и другие менее знакомые. В отделе силовых установок в то время занимались проектом пограничного катера на подводных крыльях. Силовая установка состояла из газотурбинных двигателей вот и было решено задействовать молодого специалиста,   заканчивающего авиационный институт по специальности воздушно-реактивные двигатели. Но Вове в отделе не понравилось. Было по его словам скучно. Он стал искать другие вариаты и даже рассматривал вариант перехода в экспериментальный бассейн - в отделе, как раз работала жена начальника бассейна Аладьина Маргарита.  Но все решилось гораздо проще, когда он приехал после защиты на работу, его направили в отдел силовых установок экранопланов в сектор натурных испытаний.  В этом секторе он и работает в настоящее время. Очень доволен. Основная работа - проведение испытаний двигателя НК-12 на испытательной базе в Чкаловске,  городишко такой в 60 км от Горького. Цель испытаний - отработка мероприятий по повышению ресурса двигателя в морских условиях. Оказывается морская  вода, попадая в тракт двигателя, вызывает коррозию двигателя. Начальник сектора работает над конструкцией специального устройства   - сепаратора, который будет очищать воздух от воды.
Двигатель гоняют на стенде. Стенд в лесу на берегу реки. Рыбалка, грибы -  в общем курорт... А вот командировка, из которой Вова вернулся, заключалась в том, что построенный экраноплан,  погруженный на баржу  отправили на Капийское море.  Там ему предстояли испытания. Баржу тащил буксир по ночам, а для того, что бы баржу аккуратно протащить через шлюзы по Волжским ГЭС, баржу сопровождали на "Ракете" работники ЦКБ, которые "бурлачили" в шлюзах. Неделю шли до Волгограда, после Волгограда "бурлаки" повернули обратно. Назавтра Вове предстояло ехать в лес...
А у нас назавтра пришли анкеты! При поступлении в КАИ мы ведь уже заполняли анкеты и на 3 курсе давали подписку о неразглашении сведений составляющих   государственную тайну. Видимо это сыграло свою роль.Нас вызвали на собеседование, где рассказали чем занимается ЦКБ по СПК и как нужно охранять тайну. Мы снова поставили свои подписи под документом Подписка... и нам оформили разовые пропуска. И вот мы идем по территории завода Красное Сормово на берег Волги, где и стоит четырехэтажное силикатного кирпича здание. Нас привели в кабинет с табличкой "Зам начальника ЦКБ по кадрам". Это тот самый Евгений Степанович. Он нас помнит, звонит куда-то и через 5 минут приходит за нами представитель отдела, в котором нам предстоит проходить преддипломную практику. Ура! Это тот же отдел, где работает Вова Барышников. Мы будем строить экранопланы!
После оформления в отделе кадров наших трудовых книжек и временных пропусков мы идем на 3 этаж.
Не был я до этого в конструкторских бюро, но имел представление по фильмам.
Ряды чертежных досок - кульманов. У каждого письменный стол. Знакомимся с заместителем начальника отдела ( Начальник в командировке) здоровый такой мужик в очках по фамилии Исаченко. Он заводит нас в кабинет и вызывает начальника сектора,  в который нас и определяют - это сектор натурных испытаний, тот самый.
Начальник лет 40,  с забавной фамилией Химич. Ведет нас знакомитья с сотрудниками, потом проводит инструктаж по технике безопасности. Рассказывает о том,  чем занимается сектор. Оказывется он недавно перебрался из Уфы где преподавал в УАИ. Теперь вот работает над конструкцией сепаратора. Кроме двигателя НК-12 на экраноплане установлены двигатели НК-8, их уже испытывали в Чкаловске, уже назначили им ресурс по итогам испытаний - 300 часов. Долго рассказывает, что такой маленький ресурс из-за вредного влияния морской воды. Оказывается НК-12 испытывает Госкомиссия под началом военных моряков. Сейчас уже испытания практически завершены и готовятся отчетные материалы по результатам протоколов - вот в этом и будет заключаться наша работа на практике - помощь в оформлении.
Назавтра мы вооружившись миллиметровкой и карандашами строим дроссельные характеристики по данным,  которые нам дает Луиза Васильевна, кстати КАИстка 1965 года выпуска. Есть в отделе,  который состоит из 6 секторов и еще КАИсты.
Геннадий Евгеньевич Хмелевский, Глымбоцкий Станислав, Журкин Александр, Сергеев Петр. Есть и "Куйбаши"   это Химич и Чунаев Валентин Петрович. Но в основном  в отделе выпускники Горьковского политехнического  и водного институтов. Чуть позже в отдел пришли политеховцы Захаров и Воробьева - их определили в сектор,  который занимался установкой двигателей непосредствено на экранплане.
На улице уже был сентябрь, но был он в тот год теплым. Я напросился с Вовой Барышниковым в выходной на рыбалку. Я не рыбак, а Вова заядлый рыбак, но кроме того он только только в городе Дзержинске купил Зенит-Е. Я то же в то время мечтал о таком, в Москве, как лиса у винограда, постоял у витрины ГУМа, но в то далекое время в воскресенье даже ГУМ не работал.
Мы на  трамвайчике речном перебрались на другой берег Волги и оказались прямо напротив ЦКБ. Но берег здесь очень даже дикий. Ряд заливных озер тянется вдоль реки, вот  эти озера Вова собрался пройти со спинингом. День прошел в разговорах про жизнь, по фотоаппараты и объективы, а вот рыбы мы не поймали.
Вместе с отделом мы поработали на овощной базе - разгружали капусту, в то время это была общесоюзная практика - заготовка овощей силами ИТРов. Ездили и в пионерский лагерь на субботник - готовили лагерь к зиме. Веселая поездка  получилась с обязательным пикником и пьяными песнями в автобусе на обратом пути.  На этих мероприятиях плотнее знакомились с сотрудниками,   с которыми предстояло работать в будующем. В той поездке позакомились с Хомутовым Генадием Михайловичем, который в последствии стал крупным партийным боссом ЦКБ.
В общаге было довольно скучно по сравнению с бурной студеческой жизнью. Вова Морев, благо было рядом,  на выходные съездил в свой Арзамас-16 и привез свою гитару и "Ноту" с усилителем.
Мы развили бурную деятельность соорганизовали в красном уголке, как-то вечеринку под магнитофон.
Познакомились с Федько Юрием, парнем, который, закончив Николаевский кораблестротельный институт,  приехал строить экранопланы. У  него темой диплома был экраноплан собственной конструкции и вот он уже третий год работал в группе главного конструктора экраоплана Лунь. Парень был жутко активный, пытался расшевелить общаговских , но в одиочку ему не удалось, а тут в нашем лице он получил сотоварищей - мы быстро подружились.
Прошел день рождения Морева - 20 сентября мы посидели в ресторане "Плес", был тогда такой в Центре Сормова.
А в октябре уже и мой день рождения случился, мы опять сидели в "Плесе", к этому времени в отдел пришел еще паренек на должность техника - Сашка Закураев, он был приезжим из Дагестана и поселился то же в общаге  в соседнем холе, часто тусовался у нас, так что мы уже в кабаке были втроем
Так вот пролетело два месяца практики. 1 ноября нас расчитали и мы начали работу над дипломом.



Хостинг от uCoz