На главную

Содержание

Следующая

 

Забудьте дедукцию, давайте продукцию
1 апреля я уже был в Горьком. Вова Морев приехал днем, а я прилетел и добрался в общагу только вечером.
2 апреля - понедельник мы в отделе кадров. Нас ждал сюрприз- по решению Главного инженера нас оформляют в отдел силовых установок СПК. Вот так ! А как же экранопланы?. "Мы лучше знаем, где Вы  нужны..."
Такое решение принял Главный инженер Марков Владимир Александрович. Был он вообще-то электрик, но каким то образом стал главным инженером судостроительного конструкторского бюро. Парадокс кадровых принципов совка... Слыл он снобом, авторитет его как технаря был мягко говоря не очень, но мы это узнали все потом. В тот момент его решение было для нас приказом.
Пришли в отдел. Определили нас к тому же в сектор системщиков - топливная, воздушная   и масляная системы СПК. Начальник сектора Мочалов Эрнест Гаврилович. В секторе три взрослых мужичка - инженеры конструкторы 1 категории, один 2 категории, два техника и три молодых специалиста -я,Вова и девочка из политеха.
Надо отдать должное Эрнест   нарисовал нам радужную перспективу - командировки в Феодосию, Поти. Поманил и возможостью работы над перспективным направлеием модульной силовой устаовкой СПК. 
Мы с Вовой воодушевленные его обещаниями приступили к работе
Сначала действительно было интересно.
Мы с Суплотовым заместителем главного конструктора "Кометы" Малеханова  стали разрисовывать силовую устанвку с ГТД вместо судового дизеля М420. Идея блочной установки заключаласьвтом, что бы для снижения шума и вибрации заменить дизель на ГТД да и еще отделить блок СУ от корпуса собственно судна.
Я побывал в экспериментальном КБ ГАЗ, в котором разрабатывался ГТД для спецмашин. Но был он довольно слабеньким 680 л.с. проив 1200 л.с. дизеля.
Следующим вариантом был Ярославский ГТД, который ярославцы мастерили на базе вертолетного ГТД
Мы собрались в первуюсвою командировку с Вовой вдвоем, но нас вдвоем не пустил Василевский Игорь Михайлович ( В последствии Главный коструктор ЦКБ), посчитал не правильным тратить деньги на поездку двух молодых спецов по одному и тому же вопросу. Поехал я один.Поездка, устройство в гостиицу, тогда это была проблема, я поселился на велотреке! Двигатель был еще сырой, но тем е меее он уже был   адекватным нашей задаче 1500 л.с.
Воодушевленный,с   габаритными чертежами , я вернулся продолжать проектирование... Но все пошло по Райкину:
Забудьте дедукцию, давайте продукцию
Сектор начал перевыпуск документации СПК Восход и Комета на знак качества. Нас запрягли на плановую работу.
Два месяца "вхождения"   закончились. Основы чертежного хозяйства мы познавали на первых рабочих и сборочных чертежах "Восхода" Топливный кран, система тифона(гудка)- это мои первые работы.
В такой текучке пролетело лето, пришла осень,и вот как-то возвращаясь домой с работы я столкнулся с Химичем. Он на ходу стал мне рассказывать, о новых планах сектора и предложил перейти к нему. Честно говоря работа в "ситемном" секторе мне уже обрыдла, а главное не видно было какой либо перспективы и его предложению я был рад. Он мне подсказал и как надо действовать - написать  заявление о переводе на имя Маркова. "Он будет возражать, но в конечном счете, есть еще и интересы предприятия и использовать тебя надо  по специальности, а это возможо только в отделе силовых установок экранопланов. Настаивай"
В общем я на следующий день уже был у Маркова. Он прочитал заявление, сначала пытался давить, но по сути я был прав - работали мы с Вовой уже полгода не по специальости. Он вызвал начальника отдела и распорядился перевести в сектор, который занимался непосредственной установкой двигателей, и в частности ГТД на пограничный корабль " Антарес".  Таким образом первый раунд я проиграл - переход в 5 отдел не состоялся.
Месяц проработал я секторе   Конаваленка Анатолия Максимовича. Проштудировал докуметацию двигателя. Движок был довольно своеобразный. Разрабатывало его Николаевское КБ, которое создавали в 60 годы, переведя часть специалистов из Казани из КБ Микулина, в основе разработки был двигатель АМ-3, который потом стал называться РД-3М500, двигатель для ТУ-16 и Ту104.
Камера сгорания трубчатого типа и пр. В 1978 году это уже был довольо "бородатый" движок, но для судаков это был прорыв!
К сожалению фронта работ не было и здесь - двигатель уже прошел ГИ. Уже был запущен в опытную эксплуатацию первый Антарес. Перспективы я не видел. Я снова написал заявление и пошел к Маркову. Он снова шумел. Но я настаивал на своем и через два дня он сдался и подписал приказ о моем переводе в 5 отдел.
Так я  все же осенью 1978 года начал строить экранопланы!



Хостинг от uCoz