В 1978 году я закончил Казанский авиационный институт. факультет двигателей летательных аппаратов, специальность ВРД. www.kai.ru | |
Специализация на 4 и 5
курсах – «Двигатели для самолетов вертикального
взлета посадки» – руководитель профессор
Кузьмин Георгий Анатольевич. Под его руководством по дисциплине «Конструкция ВРД» выполнен проект двигателя с поворотными соплами. |
|
По распределению
Государственной комиссии направлен в ЦКБ по
судам на подводных крыльях – единственное в
мире КБ, которое разрабатывало, строило и
испытывало экранопланы (исключительно для ВМФ
СССР) http://www.hs-ships.ru/pages.phtm?f=2&p=1 http://www.ckbspk.ru/ |
|
В период
преддипломной практики – участие в работе
Государственной комиссии (в качестве
привлеченного специалиста )испытаний двигателя
НК-12МК десантного экраноплана ОРЛЕНОК. http://s13b.narod.ru/o/index.html Выполнялась обработка параметрической информации двигателя регистратора и построение дроссельных характеристик двигателя на различных режимах. Испытания проводились с подачей на вход морской воды для оценки работоспособности и определения времени назначенного ресурса. |
|
Первая должность -
инженер-конструктор сектора натурных испытаний
отдела силовых установок ЦКБ по СПК. В 1978 году выполнена работа по расчету конструкции виброгасящей подвески газотурбинной электростанции ГТГ-100, разработки Николаевского машиностроительного бюро, для пограничного катера проекта АНТАРЕС. |
|
Задача, которая решалась, - обеспечение минимальных значений вибраций передаваемых на корпус для обеспечения звукомаскировки от подводных целей. | |
В 1978 году выполнена
работа по обобщению существующих методов
замера уровня тяги двигателей при стендовых
испытаниях и при работе ВРД в составе силовых
установок. Разработан раздел СУ технического формуляра десантного экраноплана ОРЛЕНОК Государственные испытания, которого были завершены и экраноплан был предан ВМФ СССР |
|
В январе 1979 года первая командировка в город Каспийск на проведение регламентных работ на силовой установке «Каспийского монстра» – корабля – экраноплана http://s13b.narod.ru/k/index.html | |
В 1979 году поручена
разработка ТЗ на двигатель НК-87 для
экраноплана ЛУНЬ. http://avia.russian.ee/air/ekranoplanes/lun.html
, http://s13b.narod.ru/l/index.html Разработка двигателя выполнялась Казанским проектным бюро машиностроения (КПБМ), входившим в состав Куйбышевского научно-производственного объединения “ТРУД”(КБ Кузнецова Н.Д.).Газотурбинный двигатель НК-87 для экранопланов |
|
На последующие годы работа по двигателю НК-87 и СУ экраноплана ЛУНЬ стала моей основной специализацией. | |
Кроме непосредственной конструкторской работы в мои обязанности входила координация работ специалистов КПБМ и конструкторских отделов ЦКБ по СПК. Каждые две недели мои командировки в Казань для согласования планов проведения работ и конструкторских решений. Каждая командировка заканчивалась протоколом технического совещания, в котором были расписаны поручения и сроки их выполнения. Я работал с каждой конструкторской бригадой КПБМ. | |
Разработана
документация на натурный стенд для испытаний
двухдвигательного модуля силовой установки. Стенд был смонтирован на площадке филиала ЦНИИ им Крылова в г.Чкаловск на Горьковском водохранилище. Стенд предназначался для отработки конструкторских решений СУ, и проверки в натурных условиях с подачей на вход морской воды соответствия параметров двигателей определенных ТЗ. |
|
В 1980 году проведена работа по изучению существующих систем топливо питания, обеспечивающих работоспособность СУ в условиях повышенной влажности и низких температур. Результатом стало принятие Главным конструктором экраноплана Лунь предложенных конструктивных решений системы подогрева топлива двигателя. | |
В 1981-1982 годах завершена разработка конструкторской документации двигателя НК-87, был изготовлен и поставлен опытный образец двигателя. К этому времени была отработана конструкция силовой установки экраноплана. При этом была решена важная задача – разработка схемы диагностики состояния двигателя в эксплуатации с применением эндоскопических приборов. Была организована и проведена работа по согласованию приборов контроля СУ с предприятиями разработчиками МАП. | |
В 1983 году я был назначен
ответственным за стендовую отработку двигателя
НК-87. Для принятия решения о допуске двигателя к постановке на экраноплан необходимо было провести стендовые конструкторские и ресурсные испытания. Для проведения испытаний была разработана программа и методики, которые были согласованы с НИИ им Крылова, ЦИАМ, Генеральным конструктором Кузнецовым Н.Д. В соответствии с методиками испытаний были проведены замеры параметров двигателя при работе со штатным воздухозаборным устройством, проведено тензометрирование дисков и рабочих лопаток при работе поворотных сопел |
|
Испытания выявили
необходимость усиления конструкции компрессора
двигателя. Для проведения этих работ было
подготовлено Решение Правительства СССР ,
согласовано и оформлено. Для этого я выезжал в
командировку в Ленинград и Москву. В Москве
решение я согласовывал в МСП, МАП и в штабе ВМФ
СССР. Это решение позволило обеспечить своевременную поставку двигателей для экраноплана. |
|
В 1984 году была
подготовлена и проведена работа по замеру полей
давлений и температур на входе в двигателе при
пусках бортового оружия. Был подготовлен
натурный макет, на котором на входе в
двигатель устанавливалась уникальная 6 метровая
«гребенка», а на воздухозаборнике было
установлено 36 малоинерционных термопар замера
поля температур. Испытания проводились
совместно со специалистами ЦАГИ. Результат
испытаний подтвердил возможность работы силовой
установки при пусках. http://13b.sitecity.ru/album_1008080801.phtml?pix=6
, http://s13b.narod.ru/l/photos/l17.html
В 1985 году начались поставки двигателей на завод-строитель для монтажа. В цехе обеспечивал конструкторский контроль. Каждый двигатель поставляемый для экраноплана лично принимался после проведения стендовых испытаний в КПБМ. |
|
Мной была разработана эксплуатационная документация для летного экипажа экраноплана. Я обучал летный экипаж испытательного отдела ЦКБ по СПК и экипаж ВМФ. | |
В процессе этой работы пришло понятие, что необходимо создание автоматизированной системы контроля параметров силовой установки. Восемь маршевых двигателей, две вспомогательные силовые установки две газотурбинных электростанции ГТГ-100 – общее количество аналоговых параметров свыше 120 , количество разовых информационных сигналов свыше 160 - такое количество параметров и сигналов мог контролировать опытный бортинженер испытательного экипажа, а вот для бортинженера штатного экипажа это становилось очень сложной задачей. | |
Была проведена в инициативном порядке работа по изучению возможных путей решения этой проблемы. Проведены консультации в процессе посещения и знакомства с опытом ведущих КБ МАП - КБ Антонова , которые разработали систему для самолета АН-124 совместно с НПО «Ленинец» и Киевским КБ Приборостроения, | |
В 1986 году я был
назначен ведущим специалистом по силовой
установке экраноплана ЛУНЬ. Разрабатывал
программу испытаний и методики их проведения.
Совместно со специалистами КПБМ разработана
схема препарации газовоздушного тракта двух
двигателей для обеспечения замера параметров в
процессе испытаний. Параметры поступали на
бортовой регистратор ГАММА с последующей
обработкой на наземном вычислительном
комплексе В августе 1986 года начались сдаточные испытания ЛУНЯ в Каспийске. Непосредственно принимал участие в подготовке первых запусков двигателей для проверки работоспособности систем СУ. |
|
Осенью 1986 года я был назначен исполняющим обязанности начальника сектора. В подчинении было 26 конструкторов. Планировал работу сектора. Руководил работой коллектива. Решал организационные вопросы связанные с переходом на новую систему организации труда внутренний хозрасчет. Непосредственный начальник Химич В.Л. обязанности, которого исполнял, находился в творческом 6 месячном отпуске для написания докторской диссертации. За это время сектор впервые в истории отдела занял первое место в социалистическом соревновании ЦКБ по СПК http://13b.sitecity.ru/album_1008080801.phtml?pix=8 | |
Лето 1987 года – ходовые испытания ЛУНЯ на Каспийском море. Идет отработка программы испытаний решаются вопросы связанные с перекомпоновкой систем газовыхлопных устройств, мотогондол, систем поворотных сопел. Выявлены проблемы работоспособности бортовых газотурбинных электростанций. После организации мною замеров параметров в мотоотсеках выявлено влияние работы маршевых двигателей. Для исключения этого была организована разработка конструкторской документации и изготовление новых воздухозаборников. Оперативная работа позволила не останавливать проведение испытаний. | |
Осенью начались Государственные приемочные испытания, предусматривающие проверку систем в условиях максимального значения волнения моря. Подготовка к испытательным выходам, согласование полетных заданий работы по устранению выявленных в полете неисправностей совместно с о специалистами КПБМ. | |
Поскольку завершение испытаний перенесены были на весну, то в течение ноября и декабря мною были продолжены работы по формулировке концепции бортовой системы контроля двигателя НК-87. Командировка в КБ Новожилова, ведущего работы для самолета ИЛ-96, к разработчикам бортовых систем Ленинградского КБ «Сфера», и систем отображения информации Ульяновского КБ приборостроения позволили оформить основные требования к бортовой системе контроля двигателя НК-87 (БСКД-87). | |
Решением Правительства
СССР предусматривалось построение 20
экранопланов ЛУНЬ. Перед КПБМ стояла задача организация подготовки серийного производства двигателей НК-87 и руководство предложило мне работу в отделе Ведущего конструктора двигателя НК-87. С 1988 года я работаю и живу в Казани. |
|
В 1988 года мной была
организована и проведена работа по выпуску
документации с литерой О1. Непосредственное определение объема работ, согласовние документации в подразделениях КБ. Подготовка к рассмотрению Государственной комиссией. Документация была предъявлена и принята Государственной комиссией без замечаний . КПБМ готово было предать документацию на КМПО для серийного производства двигателей. |
|
На продолжающихся в Каспийске испытаниях в составе Государственной комиссии, я уже как представитель МАП осуществлял приемку экраноплана ЛУНЬ в состав ВМФ СССР. | |
В 1989 году мной
спланирована и скоординирована программа по
разработке БСКД-87. Была организована рабочая группа представителей 5 предприятий двух министерств: ЦКБ по СПК, Завод строитель «Волга», КПБМ, ЦИАМ, КБ «Сфера». |
|
Основываясь на результатах отладки системы БСКД-90, ЦИАМ как основной соисполнитель, обладавший опытом в качестве рабочего инструмента для создания проекта технического задания, которое должно содержать работоспособные алгоритмы обработки, предложил создать рабочий макет бортовой системы на базе РС/AT. | |
Работы начались осенью 1989 года, а результаты проведенной работы коллектива были мной изложены в докладе «Комплексная система контроля и диагностики двигателя НК-87» на межотраслевой научно-технической конференции «Проблемы функциональной диагностики газотурбинных двигателей и их элементов. Диагностика-90» в Рыбачьем в октябре 1990 года. | |
С помощью макета,
который был изготовлен КБ СФЕРА (с
привлечением ЛО ЭТНО АН СССР) и получил
наименование БСКД СУ(М)-87, весной 1991 года на
стенде КПБМ проведена отладка алгоритмов при
работе с двигателем НК-87. Результаты работы
были заслушаны на научно-техническом совете
предприятия и одобрены. В августе рабочая группа под моим руководством провела подготовительные работы на экраноплане ЛУНЬ заводской № С-31.по установке системы и проведению предварительных испытаний. В ноябре на заказе С-31 была проведена отладка алгоритмов при работе с двигателем НК-87 и ее результаты были предъявлены представителям ВМФ. |
|
Макетная система
БСКД-87 выполняла все задачи,
поставленные перед бортовой частью
комплексной автоматизированной системы
контроля и диагностирования двигателя НК-87. В процессе работы были разработаны алгоритмы бортового контроля параметров, доработана приборная часть двигателя и экраноплана. Результаты работы группы так же были доложены на научно техническом совете предприятия. В работе совета принимал участие борт-инженер испытательного экипажа, который непосредственно пользовался системой, и он дал свою профессиональную оценку работе системы, подтвердив необходимость ее применения. |
|
Результаты испытаний подтвердили правильность принятых решений и обеспечили готовность коллектива к следующему этапу – подготовке совместного решения ВМФ,МАП и МСП о финансировании и установке сроков создания системы. | |
Подписание Соглашения СССР и США об ограничении средств быстрой доставки систем вооружения , в который так же был включен экраноплан ЛУНЬ, приостановили дальнейшие работы над системой контроля БСКД-87. | |
Тем не менее, накопленный опыт и проверенные технические решения позволили начать подобную работу для двигателя НК-16СТ. | |
Изготовление этого двигателя, работы по увеличению ресурса так же сопровождало предприятие КПБМ к тому времени переименованное в ОАО КПП "Авиамотор". http://www.aviamotor.ru | |
Был разработан
«Перечень параметров подлежащих контролю»,
проведены переговоры с «Пермьтрасгазом» о
мероприятиях по внедрению такой системы. О
перспективах применения было подготовлено
сообщение на конференции проводимой ГАЗПРОМОМ в
Крыму в 1992 году. Сообщение делали участники
рабочей группы представители ЦИАМ, поскольку в
августе 1992 года состоялся мой перевод в
нижегородское предприятие «Трансал-Акс» . C 1992 года я снова живу и работаю в Горьком теперь уже ставшем Нижним Новгородом. |
|
Компания ТРАНСАЛ-АКС
была создана в 1991 году Главным конструктором
аэрогидродинамического направления ЦКБ по СПК
Латышенко Владимиром Борисовичем. Латышенко поставил перед собой цель создать инжиниринговую компанию, которая работала по трем направлениям: |
|
1.Суда на подводных
крыльях 2.Аппараты с шасси на воздушной подушке 3.Экранопланы |
|
В этой компании в
сфере моей ответственности были вопросы
координации работ по силовым установкам. Исходя из главной идеи инжиниринга, специалисты ТРАНСАЛ-АКС занимались созданием концепции проекта и организацией взаимодействия участников разработки |
|
Кроме руководства
конструкторского отдела, занимался
разработкой технических заданий,
документов технического проекта,
документацией по сертификации проектов на
соответствие международным правилам и
требованиям (Международной авиационной
ассоциации FAR, морского и речного Регистров). Совместно АНПК МиГ разрабатывался технический проект самолета с шасси на воздушной подушке МИГ-ТА-4. Координировал работу специалистов КБ МИГ, разработчиков вентилятора подъемного двигателя - ЦАГИ и КБ Миля, поставщиков воздушных винтов немецкой фирмы MTV Вел преддоговорную работу с американскими фирмами Teledyne Continental Motors Aircraft Products(ТСМ), Nelson которые поставляли двигатели для маршевой и подъемной установки. |
|
Заключал договоры на
подготовку документации к сертификации по
требованиям Авиарегистра и FAR . Аттестован Министерством авиационной промышленности, как Главный специалист по силовым установкам, в ходе получения фирмой лицензии на выполнение проектных работ. Подготовленный технический проект в соответствии с авиационными заканчивался изготовлением полноразмерного макета самолета. Сложно решался вопрос авиационных приборов контроля за параметрами работы двигателей. |
|
Стратегическая цель
компании обеспечить продажи самолета на рынке
США решалась путем применения компонентов
имеющих сертификацию FAR. Этим определялось
применение двигателей компаний «Teledyne Continental Motors
Aircraft Products(ТСМ) и Nelson. Для выбора приборов контроля и других компонентов силовой установки я был командирован 1993 году в США для посещения авиационной выставки в городе Ошкаш штата Висконси, США, в которой принимают участие все американские компании поставляющие оборудование, а также для посещения фирмы Teledyne Continental Motors Aircraft Products в городе Мобил штат Алабама. Одновременно были проведены переговоры с компанией, специализирующейся на изготовлении и продаже яхт и катеров в Майями. |
|
В части СПК я
руководил выпуском рабочей конструкторской
документации катера на воздушной подушке ТА-10
«СОКОЛ», монтажом силовой установки при
постройке первого серийного катера. Готовил программу испытаний СУ при ходовых испытаний. |
|
С большим сожалением
вынужден был покинуть компанию в период
финансовых затруднений в 1995 году , когда
программа самолета была остановлена. Тем не менее до настоящего времени поддерживаю отношения с коллегами с которыми работал в тот период и из зарубежных и московских компаний и, конечно с нижегородцами – компания теперь называется просто “АКС “ http://aks.r52.ru/ru http://www.aks-nn.ru/ru |
|
В феврале 1995 года переводом ушел в коммерческую компанию в отдел маркетинга и продаж. | |
Так закончился мой СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД | |